Материалы по оценке воздействия комплекса разгонного блока «Фрегат» на окружающую среду при создании и эксплуатации на космодроме «Байконур»

(реферат)

 

Введение

 

Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость проведения мероприятий, направленных на охрану окружающей среды (ОС), начиная уже с ранних этапов создания ракетно-космической техники в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства Российской Федерации и отраслевых нормативных документов. В числе этих мероприятий предусмотрено проведение оценки воздействия любой намечаемой ракетно-космической деятельности на окружающую среду и представление проектных материалов на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

В настоящее время рассматривается проект создания и эксплуатации на космодроме «Байконур» комплекса разгонного блока «Фрегат». Головным исполнителем работ по подготовке соответствующей документации к представлению на государственную экологическую экспертизу РФ является ЗАО «ЭКА» (г. Юбилейный Московской области). Головной разработчик комплекса – Научно-производственное объединение (НПО) им. С.А. Лавочкина (г. Химки Московской области).

В частности уже проведены предварительные исследования по воздействию комплекса разгонного блока (КРБ) «Фрегат» на окружающую среду при его создании и эксплуатации на космодроме «Байконур». Предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) комплекса разгонного блока «Фрегат» при создании и эксплуатации на космодроме «Байконур» были разработаны в соответствии с требованиями законодательства РФ и «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду» (утв. приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372) с учетом особенностей функционирования комплекса на космодроме «Байконур». Материалы предварительной ОВОС КРБ «Фрегат» при создании и эксплуатации на космодроме «Байконур» содержат 6 разделов и 4 приложения. Результаты проведенных исследований изложены в данном реферате. Реферат носит открытый характер и предназначен для общественности и специалистов с целью ознакомления с предлагаемым проектом.

При подготовке данных материалов в качестве исходных данных по техническим характеристикам комплекса использовалась проектная документация НПО им. С.А. Лавочкина: Эскизный проект на комплекс разгонного блока «Фрегат», Дополнение к эскизному проекту (2002 г.), а также «Исходные данные по комплексу разгонного блока «Фрегат» для проведения оценки воздействия на окружающую среду».


ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

АС

– аварийные ситуации

АТ

– азотный тетраоксид

АТИН

– азотный тетраоксид ингибированный

АФС

– антенно-фидерная система

БЦВК

– бортовой цифровой вычислительный комплекс

БЦВМ

– бортовая цифровая вычислительная машина

ВУВ

воздушная ударная волна

ГО

– головной обтекатель

ГСМ

– горюче-смазочные материалы

ГЭЭ

– государственная экологическая экспертиза

ДУ

– двигательная установка

ДУ СОЗ

– двигательная установка системы обеспечения запуска

ЗС

– заправочная станция

КА

– космический аппарат

КГЧ

– космическая головная часть

КРБ

– комплекс разгонного блока

КРК

– космический ракетный комплекс

КРН

– комплекс ракеты-носителя

КРТ

– компоненты ракетного топлива

КСИСО

– комплект средств измерений, сбора и обработки информации

ЛИ

– лётные испытания

МДУ

– маршевая двигательная установка

МИК

– монтажно-испытательный корпус

НДМГ

– несимметричный диметилгидразин

НИК

– наземный измерительный комплекс

ОВОС

– оценка воздействия на окружающую природную среду

ОКП

– околоземное космическое пространство

ОС

– окружающая среда

ОЧ

– отделяющаяся часть

ПДК

– предельно-допустимая концентрация

ПхО

– переходной отсек

РБ

– разгонный блок

РКН

– ракета космического назначения

РН

– ракета-носитель

РП

– район падения

СЗБ

– сборочно-защитный блок

СК

– стартовый комплекс

СОТР

– система обеспечения теплового режима

ССЕВ

– система синхронизации и единого времени

СТР

– система терморегулирования

СУ

– системы управления

ТК

– технический комплекс

ХО

– хвостовой отсек

1. Обоснование целесообразности создания и эксплуатации КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур»

 

Основным фактором, определяющим направления развития отечественной системы средств выведения космических аппаратов на современном этапе, является необходимость решения задач по обеспечению выведения на орбиты достаточно широкого диапазона наклонений и высот всей номенклатуры существующих и перспективных полезных нагрузок.

При этом актуальной задачей является расширение диапазона орбит полезных нагрузок, выводимых с применением ракет-носителей среднего класса типа «Союз». В связи с этим в НПО им. С.А. Лавочкина по заказу Министерства обороны РФ и Российского авиационно-космического агентства (в настоящее время – Федеральное космическое агентство) в соответствии с Тактико-техническим заданием №К-0664 (1996 г.) разработан разгонный блок (РБ) «Фрегат», предназначенный для использования в качестве четвертой ступени с перспективной РН «Союз-2». Совместное применение РН «Союз-2» с РБ «Фрегат» позволит в полном объеме выполнять задачи, ранее не доступные для всей номенклатуры семейства ракет типа Р-7А (РН «Союз», «Молния», «Восток»). При этом будет обеспечиваться выведение КА массой: до 4,78 тонн – на средние круговые орбиты; до 1,48 тонн – на высокие круговые орбиты; до 2,8 тонн – на высокоэллиптические орбиты; до 1,35 тонн – на геостационарную орбиту, а также выведение межпланетных станций на отлетные траектории.

Это позволит решать широкий круг задач в рамках Федеральной космической программы, программ Министерства обороны, международного сотрудничества и в коммерческих целях, что будет способствовать повышению научного и экономического потенциала, обороноспособности и конкурентоспособности России на международном рынке космических услуг.

Одним из важных преимуществ РБ «Фрегат» является преемственность технических разработок при его создании. РБ «Фрегат» создан с учетом опыта разработки автоматических межпланетных станций типа «Луна», «Венера», «Марс», «Вега», «Фобос» и блока «Л», используемого в качестве четвертой ступени РН «Молния».

В настоящее время РБ «Фрегат» разрабатывается для использования в составе РН типа «Союз-У» в качестве 4 ступени.

 

2. Процедура подготовки документации по проекту создания и эксплуатации комплекса разгонного блока «Фрегат» на космодроме «Байконур» к представлению на государственную экологическую экспертизу РФ

 

С целью выполнения требований природоохранительного законодательства РФ, нормативных актов в области охраны окружающей среды, а также требований ТТЗ на разработку КРБ «Фрегат» были организованы работы по подготовке и представлению документации по проекту создания и эксплуатации КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» на государственную экологическую экспертизу РФ.

Головным исполнителем работ по подготовке и представлению на государственную экологическую экспертизу РФ документации по проекту создания и эксплуатации КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» (в том числе и по проведению работ по оценке воздействия на окружающую среду) была определена специализированная организация ЗАО «ЭКА», имеющая большой опыт в проведении подобного рода работ .

На проведение работ по подготовке документации КРБ «Фрегат» к представлению на ГЭЭ РФ головным разработчиком комплекса – НПО им. С.А. Лавочкина - было выдано ЗАО «ЭКА» техническое задание, в соответствии с которым предусмотрено выполнение следующих работ:

-         предварительная оценка воздействия КРБ «Фрегат» на окружающую среду при создании и эксплуатации на космодроме «Байконур»;

-         изучение общественного мнения по вопросу реализации рассматриваемого проекта;

-         согласование материалов ОВОС КРБ «Фрегат» с органами власти и органами федерального надзора и контроля;

-         доработка материалов ОВОС КРБ «Фрегат» по результатам проведенных общественных слушаний и по результатам согласования;

-         представление и сопровождение документации на ГЭЭ РФ,

Материалы предварительной ОВОС КРБ «Фрегат» были разработаны ЗАО «ЭКА». Реферативная часть Материалов ОВОС, содержащая основные результаты исследований приведены в данных материалах и для изучения общественного мнения по вопросу реализации проекта размещены в СМИ.

Более того, в настоящее время организованы работы по согласованию проектной документации на КРБ «Фрегат» с органами власти и органами федерального надзора и контроля РФ (органами Минздрава, Госгортехзнадзора, МПР и МЧС).

В ходе проведения согласования с органами власти, органами федерального контроля и надзора и изучения общественного мнения полученные и высказанные замечания, предложения и мнения по проекту в целом и по Материалам ОВОС КРБ «Фрегат» будут рассмотрены и проанализированы. При необходимости будут доработаны и дополнены Материалы ОВОС «Фрегат».

После этого документация будет представлена на государственную экологическую экспертизу РФ.

 

3. Общая информация по комплексу разгонного блока «Фрегат»

 

В состав комплекса разгонного блока (КРБ) «Фрегат» входят (рис. 1):

-         разгонный блок (РБ) «Фрегат»;

-         сборочно-защитный блок;

-         технический комплекс РБ;

Для обеспечения подготовки и функционирования КРБ «Фрегат» функционально привлекаются:

-         комплекс ракеты-носителя (КРН) типа «Союз-У»;

-         заправочная станция (ЗС) 11Г12;

-         комплект средств измерений, сбора и обработки информации (КСИСО);

-         средства транспортировки РБ;

-         технический комплекс космической головной части (ТК КГЧ).

 

 

Рис.1. Состав комплекса разгонного блока «Фрегат»

 

Разгонный блок «Фрегат» создан как унифицированная верхняя ступень ракет-носителей и позволяет решать следующие задачи:

·                    довыведение головного блока с орбиты, формируемой ракетой-носителем, на опорную орбиту;

·                    выведение КА с опорной орбиты на высокоэнергетические орбиты, в т.ч. на геостационарную и геопереходную;

·                    ориентация и стабилизация головного блока на пассивных и активных участках полета;

·                    построение заданной ориентации перед отделением КА;

·                    формирование и выдача команд на сброс головного обтекателя (при необходимости), отделение головного блока и отделение КА.

Внешний вид разгонного блока «Фрегат» представлен на рис. 2.

 

Рис. 2. Внешний вид разгонного блока «Фрегат»

 

В состав РБ «Фрегат» входят:

-       маршевая двигательная установка (ДУ);

-       двигательная установка стабилизации ориентации и обеспечения запуска (ДУ СОЗ);

-       герметичные приборные отсеки;

-       антенно-фидерная система (АФС);

-       химические батареи;

-       система обеспечения теплового режима (СОТР);

-       переходник с системой отделения для установки КА.

Конструктивную основу РБ «Фрегат» составляет блок баков маршевой двигательной установки (МДУ), выполненный в виде шести сваренных между собой металлических сфер равного диаметра (см. рис. 3). Четыре сферы используются в качестве топливных баков (два бака горючего и два бака окислителя), одна - в качестве герметичного приборного отсека, одна – в качестве негерметичного.

Разгонный блок «Фрегат»:

 

1.      топливные баки МДУ;

2.      приборные контейнеры;

3.      маршевый двигатель;

4.      двигатели СОЗ;

5.      топливные баки ДУ СОЗ;

6.      баллоны с гелием;

7.      антенны ТМС;

8.      химические батареи.

Рис. 3. Конструктивная схема РБ «Фрегат»

 

Основные массо-габаритные характеристики РБ «Фрегат» приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные массо-габаритные характеристики РБ «Фрегат»

Характеристика

Величина

1. Начальная масса при максимальной заправке, кг

~6385

2. Конечная масса РБ, кг

~950

3. Габаритные размеры, м

·                            высота

·                            диаметр (описанный)

 

~1,5

~3,35

 

Маршевая двигательная установка (МДУ) РБ «Фрегат» предназначена для создания импульсов скорости, а также стабилизации головного блока по каналам тангажа и рыскания при проведении активных манёвров. В состав маршевой двигательной установки РБ входят два бака горючего, два бака окислителя, маршевый двигатель, агрегаты пневмогидравлической системы подачи компонентов, шаробаллоны с гелием и трубопроводы.

Возможность многократного включения маршевой ДУ в условиях невесомости при длительных схемах выведения, «гибкая» система управления на базе БЦВМ обеспечивают РБ «Фрегат» широкие возможности по выведению полезных нагрузок на различные целевые орбиты.

В качестве топлива в МДУ РБ «Фрегат» используется:

·                    окислитель – АТИН по ОСТ 113-03-503-85 (ТУ 6-02-344-74);

·                    горючее – несимметричный диметилгидразин (НДМГ) по ГОСТ В 17803-72.

Атин является аналогом широко распространенного в ракетной технике окислителя – азотного тетраоксида (обиходное название – амил). Все основные физико-химические и токсикологические характеристики окислителя атин соответствуют характеристикам азотного тетраоксида (АТ) по ГОСТ В 17656-72. В химическом отношении АТ представляет собой смесь двух равновесных форм 2 и N2О4, существующую как в газообразном, так и в жидком состоянии. АТИН представляет собой азотный тетраоксид, ингибированный 0,5% окисью азота. АТ - тяжелая гигроскопическая летучая жидкость красно-бурого цвета. Глубина окраски как жидкости, так и паров зависит от температуры, изменяясь от почти бесцветной до почти черной. АТ хорошо растворим в воде, бурно реагирует с большинством органических растворителей.

Эколого-гигиеническая значимость АТ в воде, почве и растениях определяется нитратами и нитритами; в атмосферном воздухе - двуокисью и окисью азота, парами азотистой и азотной кислот.

АТ (АТИН) – токсичное вещество 2-го класса опасности. Гигиенические регламенты АТ и продуктов его трансформации представлены в табл. 2.

Таблица 2

Гигиенические регламенты АТ и продуктов его трансформации

Вещество

N2O4

NO2

NO

NO32-

NO22-

Класс опасности

2

3

3

-

-

ПДК

в воздухе, мг/м3

ПДКРЗ

2.0

5.0

-

-

-

ПДКМР

0.085

0.085

0.6

-

-

ПДКСС

0.04

0.04

0.06

-

-

в воде, мг/л

ПДКХЗ

45.0

-

-

45.0

3.3

ПДКРХ

-

-

-

40.0

0.08

в почве, мг/кг

-

-

-

-

130.0

 

Несимметричный диметилгидразин (НДМГ) или 1,1-диметилгидразин по номенклатуре ЮПАК, (обиходное название - гептил) –регистрационный номер по САS 57-14-7. Химическая формула: (СН3)2N-2. НДМГ по химической структуре близок к аммиаку. В обычных условиях - бесцветная или бледно-желтого цвета жидкость, дымящая на воздухе, с резким специфическим запахом, характерным для органических аминов (запах тухлой селедки). Растворяется в воде, спиртах, углеводородах, аминах и эфирах. Водные растворы обладают щелочными свойствами. Легко окисляется. Окисление НДМГ происходит под действием как кислорода воздуха или кислорода, растворенного в воде, так и под действием других окислителей.

При взаимодействии с кислородом воздуха НДМГ окисляется, в основном, до нитрозодиметиламина C2H6N2О (НДМА), диметиламина (ДМА), тетраметилтетразена C4H12N4 (ТМТ), метилендиметилгидразина C3H8N (МДМГ), формальдегида H2CO (ФА), воды и азота.

В результате попадания в почву и водоемы НДМГ может разлагаться и окисляться с образованием воды, углекислого газа и молекулярного азота, а также ряда токсичных продуктов (в зависимости от условий), один из которых - НДМА - является даже более токсичным соединением, обладая канцерогенными свойствами. Другие соединения, такие, как МДМГ, ТМТ, ФА, синильная кислота HCN (СнК) - относятся ко второму и третьему классам опасности.

НДМГ обладает относительно высокой летучестью и испаряемостью. Летучесть вещества значительно увеличивается с повышением температуры. НДМГ стабилен в области эксплуатационных температур (от -50°С до +50°С) при полной герметичности тары.

НДМГ – токсичное вещество 1-го класса опасности. Основные гигиенические регламенты НДМГ и продуктов его разложения в объектах окружающей среды представлены в таблице 3.

Таблица 3

Гигиенические регламенты НДМГ и продуктов его разложения

Вещество

Предельно допустимые концентрации

Атмосферный воздух, мг/м3

Вода, мг/л

Почва, мг/кг

Продукты питания, мг/кг

ПДКРЗ

ПДКМР

ПДКСС

ПДКХБ

ПДКРХ

НДМГ

0,1

0,001

0,001

0,02

0,0005

0,1 (ОБУВ)

 

ДМА

1,0

0,005

0,005

0,1

0,005

-

-

МДМГ

0,3

-

-

0,1

-

-

-

ТМТ

3,0

0,005

0,005

0,1

-

-

-

НДМА

0,01

-

0,0001

0,01

-

-

0.002

ФА

0,5

0,035

0,003

0,05

0,025

7,0

-

СнК

0,3

-

0,01

0,1

-

-

-

 

Основные параметры МДУ РБ «Фрегат» приведены в табл. 4.

Таблица 4

Основные параметры МДУ РБ «Фрегат

Максимальный рабочий запас окислителя, кг

3600

Максимальный рабочий запас горючего, кг

1750

Тяга маршевого двигателя, кгс

2018

Удельный импульс двигателя, с

334

Возможное количество включений

до 20 раз

 

Двигательная установка стабилизации, ориентации и обеспечения запуска (ДУ СОЗ) предназначена для обеспечения запуска двигательной установки в условиях невесомости. В конструкции ДУ СОЗ применены заборные устройства топливных баков, способствующие поступлению в двигатель топлива без свободных газовых включений. В составе ДУ СОЗ применены топливные баки с эластичными разделителями.

Рабочим телом в ДУ СОЗ является амидол (гидразин-«осч») по ОСТ В6-02-32-82. Гидразин - бесцветная прозрачная жидкость с резким, весьма неприятным запахом, хорошо растворяющаяся в воде, спиртах и других полярных жидкостях; с углеводородами практически не смешивается. Химическая формула: Н2N-NН2. Основные физические характеристики гидразина: температура плавления - 275К, температура кипения - 386,5 К. В качестве однокомпонентного топлива пригоден лишь «особо чистый» гидразин, так как технологические примеси, накапливаясь в нем, резко снижают активность катализатора, «отравляют» его. Гидразин высокой чистоты находит все большее применение как однокомпонентное топливо в двигателях малой тяги бортовых систем КА, в том числе и в отечественной практике. Гидразин – вещество 2-го класса опасности.

Общее количество заправляемого в ДУ СОЗ гидразина составляет не более 42 кг. В качестве вытеснителя рабочего тела используется гелий.

Для электропитания аппаратуры РБ «Фрегат» используются серийные литиевые батареи.

Для поддержания температуры в диапазоне, требуемом для нормального функционирования бортовых систем РБ в течение орбитального полета, предназначена система обеспечения теплового режима (СОТР). СОТР участвует в обеспечении теплового режима РБ на этапах наземной подготовки, работая совместно с наземными средствами обеспечения теплового режима.

Управление полетом РБ «Фрегат» осуществляется системой управления, основные элементы которой размещаются в приборных отсеках блока. В общем случае система управления РБ «Фрегат» обеспечивает решение навигационной задачи, начиная со старта РН, что обеспечивает высокую точность выведения КА на рабочие орбиты. В ее состав входят гироблок, бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК).

Передача телеметрической информации осуществляется на существующие наземные станции с помощью специальной радиотелеметрической системы.

Модификацией РБ «Фрегат» является универсальный РБ «Фрегат-СБ», который также может использоваться в составе ракет-носителей среднего и тяжелого класса для выведения КА на высокоэнергетические орбиты.

РБ «Фрегат-СБ» представляет собой РБ «Фрегат» с дополнительным блоком сбрасываемых баков. Внешний вид РБ «Фрегат-СБ» показан на рис. 4. Основные массо-габаритные характеристики РБ «Фрегат-СБ» приведены в табл. 5.

 

Рис. 4. Внешний вид разгонного блока «Фрегат-СБ»

 

Таблица 5

Массо-габаритные характеристики РБ «Фрегат-СБ»

Характеристика

Величина

1. Начальная масса при максимальной заправке, кг

10185

2. Сухая масса, кг

·              РБ «Фрегат»

·              сбрасываемый блок баков

 

до 900

до 360

3. Габаритные размеры, м

·      высота

·      диаметр (описанный)

 

2,3

3,44

 

Параметры МДУ и ДУ СОЗ РБ «Фрегат-СБ» аналогичны соответственно параметрам МДУ и ДУ СОЗ РБ «Фрегат». На РБ «Фрегат-СБ» используются те же КРТ, что на РБ «Фрегат» Принципиальной отличительной особенностью РБ «Фрегат-СБ» от РБ «Фрегат» является увеличение количества заправляемого топлива в баках РБ «Фрегат-СБ» на 3350 кг по сравнению с РБ «Фрегат». Объемы заправки в основном блоке баков РБ «Фрегат-СБ» могут составлять до 5650 кг, в сбрасываемом блоке баков – до 3050 кг. После отделения сбрасываемого блока баков его полет неуправляем, и возможности его перевода на другие орбиты отсутствуют.

Для обеспечения защиты разгонного блока и космического аппарата от воздействия внешней атмосферы и тепловых потоков и для сопряжения аппарата с разгонным блоком и ракетой предназначен сборочно-защитный блок (СЗБ), в состав которого входят головной обтекатель (ГО) и переходной отсек (ПхО).

Для приема и хранения РБ, его подготовки и сборки, приведения и содержания в требуемых готовностях предназначен технический комплекс РБ, который представляет собой совокупность подвижных и стационарных средств и сооружений. Непосредственно для РБ «Фрегат» планируется использовать ТК РБ 14П72, расположенный в сооружении монтажно-испытательного корпуса (МИК) площадки 31 космодрома «Байконур.

Для обеспечения подготовки к запуску РБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» и непосредственно для выведения орбитального блока («РБ + КА») используется комплекс ракеты-носителя (КРН) типа «Союз-У», в состав которого входят ракета-носитель (РН) типа «Союз-У», технический комплекс РН, стартовый комплекс.

Ракета-носитель типа «Союз-У» - трехступенчатая ракета среднего класса, предназначенная для выведения КА на низкие круговые орбиты, а в составе с РБ на средние круговые и высокоэллиптические орбиты.

В состав РН типа «Союз-У» входят (см. рис. 5):

- блоки 1 ступени - пакет из четырех боковых блоков (блоки «Б», «В», «Г», «Д»);

- центральный блок 2 ступени (блок «А»);

- блок третьей ступени (блок «И»);

- единая система управления;

- единая система телеметрических измерений.

 

Рис. 5. Конструкционная схема РН типа «Союз-У»

 

Анализ результатов эксплуатации РН «Союз-У» показывает, что данный носитель является одним из самых надежных в мире. Вероятности возникновения аварий на различных участках полета РН «Союз-У», рассчитанные при обработке статистических данных результатов всего периода эксплуатации, приведены в таблице 6.

 

Таблица 6

Вероятность возникновения аварий РН типа «Союз-У» на различных участках полета

Время полета, с

Вероятность возникновения аварии РН на заданном участке

0 - 20

0,002587

100 - 120

0,002594

121 - 130

0,0013

350 - 360

0,001302

520 - 540

0,001304

 

Подготовка РН типа «Союз-У» для запуска КА с использованием РБ «Фрегат» осуществляется на техническом комплексе РН, расположенном в МИК площадки 31 космодрома «Байконур».

Запуски КА с использованием РБ «Фрегат» и РН типа «Союз-У» планируется осуществлять со стартовой площадки стартового комплекса 17П32-6, расположенного на площадке 31 космодрома «Байконур». Вообще стартовый комплекс представляет собой совокупность технологических и технических систем, оборудования, агрегатов и средств управления, связи, энергоснабжения, охраны, размещенных в соответствующих сооружениях и связанных между собой сетью дорог и инженерных коммуникаций. На СК проводятся работы по транспортировке и установке РН с КГЧ на стартовое устройство, заправки РН, обслуживания РН и КА, проведения пуска. СК 17П32-6 введен в эксплуатацию в 1960 г. За это время с данного СК было произведено более 350 пусков РН типа «Союз-У» с космическими аппаратами, в том числе с пилотируемыми.

Для осуществления заправки РБ «Фрегат» задействуется заправочная станция (ЗС) 11Г12, расположенная на площадке 31 космодрома «Байконур». Оборудование ЗС обеспечивает заправку РБ компонентами топлива:, гидразином, АТИН, НДМГ, а также зарядку шаробаллонов гелием.

В процессе полета РБ «Фрегат» до окончания работы бортовых систем функционирует комплекс средств измерений, сбора и обработки внешнетраекторной и телеметрической информации (КСИСО), который представляет собой наземный измерительный комплекс (НИК) в совокупности с бортовым измерительным комплексом (БИК).

 

4. Анализ фоновой обстановки окружающей среды в районах эксплуатации комплекса разгонного блока «Фрегат»

 

На космодроме «Байконур» осуществляется подготовка РБ «Фрегат» к запуску космических аппаратов с использованием РН типа «Союз-У». При полете РН «Союз-У» разгонный блок «Фрегат» не функционирует, в связи с чем в настоящих материалах не рассматриваются трассы полета РН.

Непосредственно функционирование самого РБ «Фрегат» в составе орбитального блока («РБ + КА») осуществляется в верхних слоях атмосферы и в околоземном космическом пространстве (ОКП).

Таким образом в данном разделе приведен анализ состояния объектов окружающей среды в районах непосредственной подготовки и функционирования РБ «Фрегат» – космодром «Байконур», верхние слои ионосферы и ОКП.

Краткая характеристика района размещения космодрома «Байконур». Космодром «Байконуp», аpендуемый пpавительством Pоссийской Федеpации у пpавительства Pеспублики Казахстан, размещен на территории Кзыл-Ординской области в районе поселка Тюра-Там на правом берегу нижнего течения реки Сырдарья, занимает площадь 7360 км2. Территория космодрома представляет собой равнину, пересеченную за пределами космодрома с востока на запад р. Сырдарья. Климат территории резко континентальный, с большими колебаниями сезонных и суточных температур воздуха, малым количеством осадков (100-120 мм в год). Местная речная сеть отсутствует. Грунтовые воды располагаются в рыхлообломочных отложениях четвертичного и плиоценового возраста. Почвенный покров характеризуется комплексностью: бурые пустынно-степные почвы сочетаются с солонцами, солончаками и с такыровидными почвами. Для растительного покрова территории космодрома характерно присутствие ксерофильных и галофильных кустарников, полукустарников и полукустарничков, местами с присутствием злаков.

Основными источниками техногенного воздействия на окружающую природную среду позиционного района космодрома «Байконур» и прилегающих к нему территорий являются:

-        трансграничный перенос естественных и техногенных загрязнений из зоны Аральского моря и Приаралья;

-        подвижные и стационарные объекты транспортных систем Кзыл-Ординской области Республики Казахстан: автомобильной, железнодорожной и авиационной;

-        подвижные и стационарные объекты космодрома;

-        коммунально-хозяйственные и бытовые объекты населенных пунктов и жилых зон, расположенных на территориях космодрома и граничащих с ним местностях.

В пределах позиционного района космодрома источниками техногенного воздействия на ОС являются:

-         специальные технические объекты, напрямую осуществляющие космическую деятельность (ракеты-носители, технические и стартовые комплексы, заправочные станции, кислородно-азотный завод, хранилища элементов ракетно-космической техники, компонентов ракетного топлива и горюче-смазочных материалов и т.д.);

-         специальные технические и коммунально-хозяйственные объекты космодрома «Байконур» (аэродромы «Крайний» и «Юбилейный», автомобильный транспорт и внутриведомственная железная дорога, склады ГСМ и т.д.);

-         объекты коммунально-хозяйственного и бытового назначения (котельные, очистные сооружения, свалки и полигоны захоронения твердых бытовых отходов, баннопрачечный комбинат и т.п.);

-         объекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории космодрома.

Космодром расположен на границе степной и полупустынной зон с низким количеством осадков, что обуславливает низкую способность атмосферы к самоочищению. Территория космодрома подвержена снежным заносам, постоянным пpисутствием в pегионе возбудителей опасных инфекционных заболеваний, возможностью частичных наводнений и подтоплений г. Байконура.

При оценке состояния атмосферного воздуха следует учитывать трансграничные переносы загрязненных воздушных масс со стороны Аральского моря. Усыхание Аральского моря привело к изменению некоторых климатических и метеорологических показателей: климат стал более континентальным, засушливым. Ухудшились условия питания грунтовых вод и поверхностных источников за счет конденсационной влаги. Наблюдается увеличение количества пыльных бурь, увеличение протяженности пылевых потоков.

Перенос солей с Арала непосредственно сказывается на засолении почв, увеличении солесодержания грунтовых и поверхностных вод. В результате этого затрудняется эксплуатация инженерно-технических систем, а в некоторых случаях это приводит к их полному отказу. Происходит коррозионное разрушение металлических бетонных и железобетонных конструкций и сооружений. Общее ухудшение экологической обстановки в районах Приаралья способствует и увеличению общей доли микробиологической коррозии.

Ухудшается качество среды и в результате загрязнения природных вод удобрениями и пестицидами. Это естественно отражается на качестве питьевой воды и ведет к серьезным заболеваниям. Серьезную опасность представляют пестициды, в которых может содержаться сильнейший токсикант – диоксин, который является очень устойчивым химическим соединением и относится к классу ксенобиотиков.

По данным Центра государственного санитарно эпидемиологического надзора комплекса «Байконур» (см. исх. № 85 от 02.03.04) комплекс «Байконур» расположен в районе активных эпизоотий Среднеазиатского равнинного природного очага чумы. Санитарно-эпидемиологическое состояние прилегающего к комплексу «Байконур» района, оценивается как неблагополучное по заболеваемости острыми кишечными инфекциями, туберкулезом, острыми респираторно-вирусными инфекциями.

Расположение комплекса «Байконур» в зоне экологического бедствия Приаралья обуславливает комплексное влияние отрицательных экологических факторов на здоровье населения и инфекционную заболеваемость. Комплексное воздействие климатографических факторов способствует:

- перегреванию и обезвоживанию организма в жаркое время года;

- нарушение витаминного, водно-солевого обмена организма и снижению его неспецифической резистентности;

- повышению сухости кожи и слизистых покровов, нарушению их целостности, что в сочетании с повышенной запыленностью воздуха способствует возникновению гнойничковых заболеваний;

- увеличению числа заболеваний желудочно-кишечного тракта инфекционной природы, а также заболеваний мочеполовой системы.

В настоящее время специалистами России и Казахстана проводятся исследования влияния ракетно-космической деятельности космодрома «Байконур» на состояние здоровья населения, проживающего на прилегающих к нему территориях.

Последние официальные данные оценки состояния здоровья населения показывают преимущественную связь между заболеваемостью и изменением климата, связанным с понижением уровня Аральского моря. Влияние ракетно-космической деятельности на заболеваемость населения не выявлено.

При оценке состояния здоровья населения, проживающего в районе космодрома Байконур, необходимо учитывать природно-климатический фактор аридных зон, характеризующийся высокой температурой и сухостью воздуха, длительностью их действия, интенсивностью и спектром солнечной радиации, резкими суточными и сезонными колебаниями температуры. Эти экстремальные нагрузки предъявляют повышенные требования к адаптивным системам организма. В этих условиях характерны:

-         повышенная заболеваемость раком кожи, экземы, гнойничковые заболевания кожи и подкожной клетчатки;

-         сердечно-сосудистые заболевания;

-         солнечно-тепловые перегревы, влагопотери, снижение содержания в организме водорастворимых витаминов С и В, появление тепловых отеков стоп и кистей, постоянная жажда, развитие апатии, вялости, адинамии, сонливости, снижение артериального давления.

Краткая характеристика верхних слоев атмосферы. Верхняя атмосфера очень подвижна. Установлено движение среды со скоростями более 100 м/с. Обычно движения на этих высотах подразделяют на преобладающие ветры, волновые движения и турбулентность. Среди волновых движений выделяют инерционные волны, приливные колебания и внутренние акустико-гравитационные волны. В общем случае диапазон высот от 200 до 600 км характеризуются следующими параметрами (см. табл. 7).

Таблица 7

Параметры естественной верхней атмосферы

Высота, км

Температура,
К

Концентрация компонентов, см-3

[Н]

[Не]

[О]

[N2]

2]

200

931

1,3×105

2,4×106

2,8×109

3,5×109

1,7×108

250

1009

1,0×105

1,8×106

1,0×109

6,6×108

2,5×107

300

1038

9,5×104

1,5×106

4,3×108

1,5×108

4,5×106

350

1045

9,0×104

1,2×106

1,9×108

3,5×107

8,7×105

400

1049

8,5×104

9,1×105

7,5×107

5,0×106

9,0×104

500

1050

7,5×104

5,6×105

1,0×107

9,0×105

1,0×104

600

1050

6,8×104

3,6×105

2,1×106

-

-

Примечание: Данные относятся к летним среднеширотным условиям при средних солнечной и геомагнитной активностях

 

Известно, что верхняя атмосфера Земли в силу специфики строения и состава (плотность на высоте 100 км в 106 раз меньше приземной) весьма чувствительна даже к небольшим (по приземным меркам) воздействиям. Положение усугубляется тем, что «по земным понятиям» такие экологически чистые вещества, как, например, вода, в ионосфере становятся исключительно активным реагентом, который в условиях космического пространства резко меняет естественное течение ряда физико-химических, фотохимических и электрохимических процессов.

Возможные последствия таких изменений во всей полноте сложно продемонстрировать, особенно, если учесть импактный характер воздействия, когда масса водяного пара, эквивалентная суточному или даже многосуточному притоку, на всю верхнюю атмосферу «выплёскивается» за секунды в одном ограниченном пространстве. Численные оценки воздействия паров воды, продуктов сгорания ракетных топлив на основе НДМГ, керосина, окислителей типа азотного тетраоксида серьёзно затруднены слабым уровнем знаний о процессах фазовых переходов пространственно-временной эволюции, длительности существования и взаимодействия с компонентами атмосферы.

Краткая характеристика засоренности околоземного космического пространства. В настоящее время можно выделит пять типов объектов искусственного происхождения (так называемого «космического мусора»), различающихся по своему происхождению и по функциональному назначению – см. рис. 6.

Рис. 6. Классификация «космического мусора»

 

«Космический мусор» неоднороден по своему составу. Как уже отмечалось, в это понятие включены и сравнительно большие конструкции в виде отработавших свой срок КА и достаточно малые частицы, например осколки от лакокрасочных покрытий с размерами в десятые и сотые доли миллиметра.

Размер частиц «космического мусора» является определяющим фактором при их наблюдениях. Современный уровень развития системы слежения за ОКП позволяет надежно регистрировать движение только сравнительно крупных фрагментов, с размерами поперечника более 10 см. Таких фрагментов в настоящее время сосредоточено на околоземных орбитах, то есть до 2000 км над поверхностью Земли, порядка 7500-8000 шт. Это так называемая наблюдаемая группировка «космического мусора».

Столкновение КА с фрагментами из наблюдаемой группировки несомненно и практически достоверно приводят к выходу КА из строя из-за громадных, до удвоенной первой космической, то есть до 15 км/с, скоростей соударения и из-за больших размеров фрагментов. Однако столкновение КА с наблюдаемыми фрагментами можно предсказать и каким-то способом предотвратить. Поэтому наблюдаемая группировка частиц, хотя и является многочисленной и апостериорно опасной, априорно опасности большой не представляет из-за надежной работы системы контроля космического пространства.

Распределение частиц по наклонениям плоскостей их орбит к плоскости экватора Земли позволяет построить распределение частиц по географической широте, которое служит исходным при оценке обстановки вдоль траектории движения КА (см. рис. 7 и рис. 8).

 

Рис. 7. Пространственное распределение космического мусора

 

 

Рис. 8. Распределение космического мусора по высотам и наклонениям орбит

 

5. Оценка воздействия комплекса разгонного блока «Фрегат»
на окружающую среду при штатной эксплуатации на космодроме «Байконур»

 

В общем случае воздействие РБ «Фрегат» на ОС при штатных условиях работы происходит:

·          при наземной подготовке РБ на космодроме «Байконур»;

·        при функционировании РБ в околоземном космическом пространстве в составе орбитального блока.

Основными этапами технологического цикла наземной подготовки РБ «Фрегат» на космодроме «Байконур», на которых происходит воздействие на ОС, являются работы, связанные с заправкой РБ «Фрегат», транспортировкой его в заправленном состоянии и стыковкой с КА и РН. Кроме того, опосредованное воздействие на ОС оказывается в результате жизнедеятельности персонала, задействованного в подготовке РБ. При этом основными видами воздействия на ОС являются химическое и механическое загрязнения.

Воздействие РБ «Фрегат» при функционировании на рабочей орбите в околоземном космическом пространстве обусловлено тем, что РБ «Фрегат» является потенциальным источником дальнейшего увеличения засоренности ОКП. После окончания работы РБ «Фрегат» и его отделения от орбитального блока происходит увод конструкции РБ Фрегат» с рабочей орбиты. После этого происходит постепенное снижение конструкции РБ. При достижении этой частью РБ верхних слоев атмосферы происходит его торможение и сход с орбиты. В процессе падения конструкция РБ разогревается и сгорает на высотах свыше 40 км.

Химическое загрязнение атмосферного воздуха при наземной подготовке РБ «Фрегат» обусловлено применением в его составе токсичных КРТ – АТИН, НДМГ, гидразина.

В общем случае химическое загрязнение атмосферного воздуха при наземной подготовке РБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» происходит:

-         при заправке РБ на ЗС 11Г12 в результате работы агрегатов нейтрализации паров и промстоков КРТ;

-         в результате работы подвижных агрегатов транспортно-установочных и регламентных групп.

Технологическое и вспомогательное оборудование и сооружения зоны КРТ (хранилища КРТ и т.д.) не являются источниками загрязнения ОС в районе расположения космодрома «Байконур». Все трубопроводы, насосные установки полностью герметизированы; технологическая обвязка резервуаров оборудована существующей штатной газоуравнительной системой и другими штатными системами. Оборудование, допускаемое к работе с окислителем и горючим, проходит периодическое освидетельствование, гарантирующее его безаварийную работу. Указанное технологическое оборудование, конструктивные и схемные решения отработаны при многолетней подготовке РБ различных классов.

В общем случае, при наземной подготовке КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» в атмосферу выбрасывается в общей сложности 21,024 кг загрязняющих веществ, в том числе:

вещества 1 класса опасности – 0,003 кг (~0,014 %), из них:

-         НДМГ – 0,002 кг;

-         цианистый водород – 0,001 кг;

вещества 2 класса опасности – 7,814 кг (~37,167 %), из них:

-          формальдегид – 0,007 кг;

-          азота диоксид – 7,807 кг;

вещества 3 класса опасности – 6,826 кг (~32,468 %), из них:

-          сажа – 0,477 кг;

-          серы диоксид – 6,349 кг;

вещества 4 класса опасности – 6,381 кг (~30,351 %), из них:

-          окись углерода – 4,781 кг;

-          углеводороды – 1,6 кг.

Химическое загрязнение почвенно-растительных покровов в районе космодрома «Байконур» при наземной подготовке РБ «Фрегат» обусловлено возможным оседанием на поверхность загрязняющих веществ, выбрасываемых источниками загрязнения, задействованных при наземной подготовке.

Вместе с тем, лидировать в общем балансе поступления загрязнителей почвенно-растительного покрова будут подвижные транспортные средства, используемые для подготовки РБ «Фрегат». Систематическое передвижение по дорогам космодрома данных средств может привести к незначительному загрязнению придорожных участков транспортных магистралей шириной до 10-40 метров углеводородами. Кроме того, следует ожидать, что содержание транспортных средств (заправка, ремонт, мытье и т.д.) дополнительно даст загрязнение почвы нефтепродуктами и СПАВами.

Однако, учитывая природно-климатические характеристики района расположения космодрома «Байконур», а также принимая во внимание небольшие количества общих выбросов в атмосферу, можно говорить о незначительном химическом загрязнении почвенно-растительных покровов в районе расположения космодрома.

В общем случае непосредственное механическое воздействие на почво-грунты при подготовке РБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» исключено. Однако механическое нарушение почвенно-растительных покровов в районе расположения космодрома «Байконур» может быть связано с образованием бытовых отходов. ТБО предусмотрено складировать в контейнеры и по мере накопления вывозить на свалки.

Технологией подготовки РБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» не предусмотрено образование производственных отходов. Вместе с тем, в процессе подготовки ракеты на ТК РБ и СЗБ может образовываться незначительное количество отходов ремонта и реконструкции оборудования, в том числе кабельная продукция, ветошь и др. По мере накопления такого рода отходы также вывозятся на свалки.

Воздействие на поверхностные воды при наземной подготовке РБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» оказывается за счет потребления воды на бытовые нужды и сброса хозяйственно-бытовых вод.

Попадание промстоков, содержащих КРТ, в систему бытовой канализации или в окружающую среду при штатной работе исключено. Подготовка РБ «Фрегат» предусматривает использование существующих, функционирующих в настоящее время в интересах всего космодрома инженерных систем, в том числе, водоснабжения и канализации.

Акустическое воздействие на ОС в районе космодрома «Байконур» при подготовке РБ «Фрегат» обусловлено распространением акустических волн, возникающих при работе подвижных транспортных средств, являющихся источниками шума.

Учитывая то, что движение подвижных транспортных средств, задействованных при подготовке РБ «Фрегат» на космодроме «Байконур», значительно разнесено по времени и проходит на большом удалении от населенных пунктов, акустический расчет для данного типа источников нецелесообразен.

Воздействие РБ «Фрегат» на ОС при его функционировании на рабочей орбите обусловлено выбросом на высотах более 200 км - в верхних слоях атмосферы и в ионосфере - продуктов сгорания КРТ ДУ, а также возможностью столкновения с частицами «космического мусора».

Представленные в таблице 8 значения массы выброса продуктов сгорания КРТ ДУ приведены для всего времени функционирования РБ – в течение нескольких часов.

Таблица 8

Общая масса продуктов сгорания КРТ, выбрасываемых при работе ДУ РБ «Фрегат» и РБ «Фрегат-СБ», (в кг)

Тип ДУ РБ

Н2

СО

Н2О

N2

СО2

3

РБ «Фрегат»

МДУ

105,92

296,39

1051,81

1894,44

2001,44

-

ДУ СОЗ

2,56

-

-

37,56

-

44,88

РБ «Фрегат-СБ»

МДУ

172,23

481,93

1710,20

3080,4

3254,30

-

ДУ СОЗ

4,16

-

-

61,07

-

72,98

 

В общем случае воздействие объектов ракетно-космической деятельности на ионосферу чрезвычайно многообразно. Это обусловлено тем, что полет таких объектов с работающими двигателями оказывает воздействие на нейтральные и ионизированные компоненты верхней атмосферы, вызывая физико-химические изменения состояния слоев атмосферы, ее электронной плотности: падение электронной концентрации, так называемое образование «электронных дыр», волнообразные колебания электронной концентрации, быстрое и продолжительное ее падение на значительных расстояниях от места пролета объектов.

Основные эффекты воздействия продуктов сгорания объектов ракетно-космической техники (последние ступени РН, РБ) на нейтральный состав атмосферы можно условно разделить на 4 типа:

·                    изменение химического состава нейтральной верхней атмосферы;

·                    динамические воздействия;

·                    тепловые эффекты;

·                    электромагнитные воздействия.

Для исследования воздействия выбросов продуктов сгорания КРТ на нейтральные слои верхней атмосферы использовалась модель нейтральной атмосферы MSIS-83. В расчетах использовался максимально возможный разовый выброс продуктов сгорания КРТ для рассматриваемых рабочих орбит РБ «Фрегат». Результаты расчетов позволяют говорить о незначительном уровне тепловых эффектов воздействия выброса продуктов сгорания КРТ РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ») на составляющие верхних слоев атмосферы.

Основным показателем воздействия «космического мусора» на качество функционирования РБ и наоборот, воздействия РБ на увеличение общей популяции «космического мусора», является вероятность столкновения РБ с частицами «космического мусора». Для оценки вероятности столкновения РБ «Фрегат» при функционировании на рабочей орбите с частицами «космического мусора» был использован методический подход, разработанный в 4 ЦНИИ Минобороны России.

Расчет вероятности столкновения РБ «Фрегат» с наиболее опасными частицами космического мусора с характерным размером от 0,1 см до 1 см был проведен для различных высот диапазона 200-600 км для различных вариантов использования РБ «Фрегат».

Анализ результатов расчета показал, что вероятность столкновения РБ «Фрегат» с опасными частицами космического мусора на рассматриваемых высотах полета находится в диапазоне 1,3×10-121,1×10-8, вероятность столкновения РБ «Фрегат-СБ» с опасными частицами космического мусора на рассматриваемых высотах полета находится в диапазоне 1,8×10-12…2,2×10-8.

Таким образом, на основе анализа результатов проведенной оценки воздействия штатной эксплуатации КРБ «Фрегат» на окружающую природную среду можно сделать следующие выводы:

- непосредственное воздействие РБ «Фрегат» происходит только в районе размещения космодрома «Байконур» при подготовке РБ к запуску и в верхних слоях атмосферы и околоземном космическом пространстве при функционировании РБ;

- уровень воздействия КРБ «Фрегат» на ОС при штатной эксплуатации является незначительным, кратковременным и локальным;

- создание и эксплуатация КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» не приведет к ухудшению экологической обстановки в районах эксплуатации комплекса.

 

6. Прогноз экологических последствий аварийных и нештатных ситуаций, возникающих при эксплуатации комплекса разгонного блока «Фрегат»

 

Негативные последствия аварийных ситуаций (АС), которые могут возникнуть при эксплуатации КРБ «Фрегат», обусловлены, в первую очередь, большими запасами токсичных и пожароопасных компонентов, используемых в составе РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ») – АТИН, НДМГ и гидразина.

В результате возникновения АС на элементах КРБ «Фрегат» с точки зрения воздействия на ОС возможны 3 сценария их развития:

-         раздельные проливы КРТ или аварийные выбросы КРТ;

-         пожары вследствие совместных проливов КРТ;

-         взрывы элементов комплекса на старте, в процессе полета РКН, а также при падении аварийного изделия на поверхность Земли.

В перечисленных случаях возникновение АС, как правило, влечет за собой массированное воздействие на различные средообразующие компоненты: токсичное загрязнение атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод токсичными химическими веществами, механическое загрязнение поверхности земли и т.д.

Для оценки воздействия аварийных проливов КРТ, находящихся в РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ») моделировалась ситуация пролива полной массы заправки каждого из КРТ. При этом проводился расчет максимального радиуса зоны поражения человека легкой степени тяжести с вероятностью 0,01 при вдыхании паров КРТ определенной концентрации в течение 5 мин. С целью получения максимальных оценок при проведении расчетов в соответствии с методическими рекомендациями РД 52.04.253-90 были приняты наиболее неблагоприятные для данного случая условия состояния атмосферного воздуха - инверсия, скорость ветра 1 м/с, летнее время года, температура воздуха +40оС.

Анализ результатов расчета показал, что при проливе компонента АТИН полной массы заправки РБ «Фрегат» (3600 кг) при самых неблагоприятных условиях максимальная глубина зоны возможного заражения составит 1273 м в течение 0,9 часа с момента пролива. При проливе НДМГ полной массы заправки РБ «Фрегат» (1750 кг) при самых неблагоприятных условиях максимальная глубина зоны возможного заражения составит 1120 м в течение 4,9 часа с момента пролива.

При проливе АТИН полной массы заправки РБ «Фрегат-СБ» (5800 кг) при самых неблагоприятных условиях максимальная глубина зоны возможного заражения составит 1683 м. При проливе НДМГ полной массы заправки РБ «Фрегат-СБ» (2900 кг) при самых неблагоприятных условиях максимальная глубина зоны возможного заражения составит 3844 м.

Проливы гидразина возможны только в условиях положительных температур воздуха. Это обусловлено тем, что температура плавления гидразина составляет +2оС. Проведенные расчеты показали, что в случае пролива 42 кг (полной массы заправки) гидразина площадь пролива составит величину порядка 1,7 м2. При удельной скорости испарения 0,8 г/(с×м2) с учетом впитывания в грунт время существования проливов гидразина составит около 8 часов. За это время испарится около 93% горючего (39 кг), остальная часть горючего впитается. Анализ результатов расчета показал, что при проливе гидразина полной массы заправки РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ») при самых неблагоприятных условиях (температура окружающей среды +20оС) максимальная глубина зоны возможного загрязнения воздуха на уровне ПДКРЗ составит около 400 м.

Возможной причиной возникновения пожаров на объектах КРБ «Фрегат» может быть совместный пролив КРТ, когда происходит смешение пролитых окислителя и горючего и их паров.

Совместный пролив компонентов топлива РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ») – АТИН и НДМГ - практически всегда пожароопасен. С АТИН НДМГ взаимодействует очень активно, с самовоспламенением (период задержки при температуре 20оС составляет порядка 0,004 с). Пары этих компонентов при достаточной их концентрации также могут самовоспламеняться уже при обычных температурах (выше 15оС).

На размеры и последствия такой аварии, как пожар, оказывают влияние: характер и степень смешения компонентов, кинетические параметры компонентов и внешние условия (давление, температура и др.).

Горение КРТ, кроме того, сопровождается выделением токсичных веществ (окислами азота, окисью углерода, сажей и т.д.). При самых неблагоприятных условиях при пожарах может образовываться до 40% (от общей массы компонентов, участвующих в реакции) токсичных соединений.

Основным поражающим фактором воздействия для человека и окружающей среды при пожаре является тепловое излучение. Воздействия от других поражающих факторов пожара - искры, продукты горения, недостаток кислорода и т.д. - несоизмеримо малы по уровню и масштабам по сравнению с воздействием от теплового излучения.

При температуре окружающего воздуха более 25°С наиболее вероятно образование «огневого шара». В динамике «огневой шар» можно представить как сферическое «тепловое» образование, состоящее из горючих газов в верхней его части и вовлеченного воздуха в нижней. Тепловое излучение «огненных шаров» при проливах жидких ракетных топлив может достигать значений более 260 кВт/м2. Наиболее вероятным сценарием аварийного пролива КРТ при температурах окружающего воздуха ниже 5°С является «пожар разлития». При возникновении проливов КРТ при температурах ниже 25°С и выше 5°С имеет место смешанный вариант рассмотренных выше двух механизмов развития пожара.

В качестве показателя воздействия тепловых потоков на человека принимают количество пострадавших, получивших различные степени воздействия. Оценка параметров «огненного шара» и «пожара разлития» проводится в соответствии с рекомендациями «Методики оценки последствий аварий на пожаро-взрывоопасных объектах» (ВНИИ ГОЧС, 1994 г.) и ГОСТ Р 12.3.047-98.

Для оценки максимально возможных неблагоприятных последствий рассматривались две гипотетические аварийные ситуации, связанные с пожаром:

ситуация 1: пожар вследствие совместного пролива КРТ РБ полной массы заправки РБ «Фрегат». Общая масса КРТ (АТИН и НДМГ) - 5350 кг.

ситуация 2: пожар вследствие совместного пролива КРТ РБ полной массы заправки РБ «Фрегат-СБ». Общая масса КРТ (АТИН и НДМГ) - 8700 кг. Ситуация 1 и ситуация 2 гипотетически возможны при проведении работ с заправленным РБ (транспортировка с ЗНС, стыковка с РН и т.д.).

Масштабы поражения от воздействия «огневым шаром» и «пожара разлития» при возникновении рассматриваемых выше ситуаций показаны в табл. 9.

Таблица 9

Радиусы зон поражения (в метрах) при возникновении пожаров вследствие совместных проливов КРТ

Сценарий пожара

Степень воздействия на людей

100% погибших

99% погибших

50% погибших

1% погибших

ожоги III степени

ожоги II степени

ситуация 1

«огневой шар»

48,1*

77,2

113,1

157,7

463,5

568,7

«пожар разлития»

5,1**

62,7

88,0

105,3

168,5

177,0

ситуация 2

«огневой шар»

56,6*

90,8

133,0

185,4

545,0

668,7

«пожар разлития»

6,5**

64,1

89,4

106,7

169,8

178,4

Примечание: * - радиус «огневого шара»;

** - радиус очага «пожара разлития»

 

РБ «Фрегат» применяется для запусков КА в составе ракеты космического назначения «Союз-У», поэтому следует рассматривать также ситуацию, связанную с потерей устойчивости ракеты космического назначения в начальный момент пуска или перед пуском. Возникновение такой ситуации приводит к падению ракеты на стартовую площадку. В этом случае в момент удара происходит практически полное разрушение топливных баков. Компоненты топлива, содержащиеся в них, выливаются частично, перемешиваются и воспламеняются.

В связи с этим была рассмотрена гипотетическая ситуация, приводящая к пожару вследствие совместного пролива полной массы заправки КРТ, находящихся в составе РН типа «Союз-У» и РБ «Фрегат» (общая масса КРТ: 273 т - «керосин + жидкий кислород + перекись водорода», 5,35 т – «АТИН + НДМГ»).

Масштабы последствий от возникновения этой ситуации на порядок (в зависимости от погодных условий) больше масштабов от возникновения ситуаций 1 и 2. Анализ результатов проведенных расчетов показывает, что радиус зоны опасного воздействия пожаров на человека при возникновении аварийной ситуации, связанной с аварийным запуском РКН составляет около 2130 м (зона эвакуации при пуске РН составляет 5 км).

Следует отметить, что «вклад» КРТ, использующихся в составе РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ»), в масштабы последствий пожаров незначителен по причине несопоставимо малой заправки КРТ в РБ по сравнению с заправкой КРТ в РН - массовая доля КРТ РБ «Фрегат» составляет менее 2% от общей массы пожароопасных соединений в составе связки «РБ + РН», массовая доля КРТ РБ «Фрегат-СБ» – около 3%.

Вместе с тем, сложившаяся на космодроме «Байконур» система мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также система мероприятий по эвакуации обслуживающего персонала достаточно эффективны и отработаны, что снижает вероятность возникновения пожаров при эксплуатации ракетно-космической техники до минимума.

Возникновение взрывов на старте при подготовке РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ») весьма маловероятное событие, что подтверждено большим опытом подготовки и эксплуатации изделий подобного класса. Однако с точки зрения воздействия на окружающую среду взрыв является наиболее неблагоприятным событием. Помимо того, что взрывы на поверхности Земли несут опасность гибели (нарушения здоровья) человеку и опасность разрушения зданий и сооружений инфраструктуры космодрома и народнохозяйственных объектов, они оказывают негативное воздействие на экосистемы.

Основными поражающими факторами в случае возникновения взрыва являются:

- воздушная ударная волна (ВУВ);

- тепловое излучение от «огневого шара»;

- токсичные продукты взрыва;

- разлетающиеся с большими скоростями (до нескольких км/с) элементы конструкции РКН (РН, РБ, КА).

Показателем воздушной ударной волны является избыточное давление во фронте ударной волны. Распространение ВУВ во многом определяется мощностью взрыва (тротиловым эквивалентом взрыва). Расчетное значение тротилового эквивалента взрыва заправленного РБ «Фрегат» составляет величину порядка 300 кг, значение тротилового эквивалента взрыва заправленного РБ «Фрегат-СБ» - около 450 кг. Следует отметить, что реальные значения тротилового эквивалента взрыва заправленного РБ, оценка которых проведена на основе имеющих место взрывов при эксплуатации ракетно-космической техники подобного класса, составляют 30-50% от расчетных значений. Это обусловлено тем, что во взрывных процессах участвуют не вся масса КРТ, а лишь некоторая их часть, оставшаяся же часть КРТ разбрасывается ударной волной и сгорает. Однако в расчетах использовались максимальные (расчетные) значения тротилового эквивалента взрыва заправленного РБ для получения наиболее неблагоприятных оценок последствий подобных аварий. Расчеты параметров ударных волн проводились в соответствии с «Едиными правилами безопасности при взрывных работах».

Результаты воздействия взрыва РБ «Фрегат» и РБ «Фрегат-СБ» при подготовке на космодроме «Байконур» на человека и строительные сооружения представлены в таблицах 10-11.

Таблица 10

Радиусы воздействия ударной волны при взрыве заправленных РБ «Фрегат»
и РБ «Фрегат-СБ» на человека

Взрыв РБ «Фрегат»

Взрыв РБ «Фрегат-СБ»

Степень воздействия на человека

357

410

Безопасно для людей

39

45

Легкие травмы (ушибы, вывихи, контузии)

28

32

Средние травмы (потеря слуха, кровотечения)

19

21

Тяжелые травмы (переломы, сильные кровотечения)

15

17

Летальный исход

 


Таблица 11

Радиусы зон воздействия ударной волны при взрыве РБ «Фрегат»

(РБ «Фрегат-СБ») на строительные объекты

 

Степень разрушения

слабая

средняя

сильная

полная

Радиус зоны поражения, м

Стекло

до 710-820 м

до 476-545 м

до 357-409 м

до 206-274 м

Кирпичная стена (толщиной в 2 кирпича)

до 32-37 м

до 3035 м

до 28-32 м

до 22-25 м

Железобетонная стена (толщина 25 см)

до 7-8 м

до 7 м

до 5-6 м

до 5-6 м

Примечание: нижние значения соответствуют РБ «Фрегат»,

верхние значения – РБ «Фрегат-СБ»

 

Анализ результатов расчетов показал, что непосредственно взрыв заправленного РБ «Фрегат» представляет опасность для находящегося в радиусе до 360 м обслуживающего персонала, взрыв заправленного РБ «Фрегат-СБ» представляет опасность для находящегося обслуживающего персонала в радиусе до 410 м.

Однако для стеклянных перекрытий взрыв заправленного РБ «Фрегат» представляет опасность в радиусе до 710 м, взрыв заправленного РБ «Фрегат-СБ» – около 820 м. На таком расстоянии возможно опосредованное поражение человека осколками стекла. Поэтому глубину зоны возможного поражения человека при взрыве следует принимать равной 710 м и  820 м соответственно.

Таким образом, зоны опасного воздействия на человека и строительные сооружения при взрыве РБ «Фрегат» при наземной подготовке на космодроме «Байконур» являются небольшими, что позволит в случае реализации такого рода АС обеспечить минимум негативных последствий.

Наиболее опасной ситуацией является ситуация, связанная с взрывом заправленной РКН «Союз-У» с РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ») на старте. Расчетное значение тротилового эквивалента такого взрыва составляет величину 58,5 т.

Анализ результатов проведенных расчетов показал, что взрыв заправленной РКН «Союз-2» с РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ») на старте представляет опасность для находящегося в радиусе до 1,4 км обслуживающего персонала и объектов наземной инфраструктуры (с точки зрения различной степени их разрушения).

Вместе с тем, следует отметить, что для стеклянных перекрытий взрыв заправленной РКН «Союз-У» с РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ») на старте представляет опасность в радиусе чуть более 5 км. На таком расстоянии возможно опосредованное поражение человека осколками стекла.

Поэтому глубину зоны возможного поражения человека при взрыве заправленной РКН «Союз-У» с РБ «Фрегат» на старте следует принимать равной 5 км. Следует отметить, что зона эвакуации обслуживающего персонала при старте РКН «Союз-У» с РБ «Фрегат» составляет 5 км, что позволит исключить воздействие на обслуживающий персонал в результате возникновения аварийных ситуаций.

Основными токсичными продуктами взрыва являются - окись углерода, сажа и окислы азота. Расчеты показали, что при самых неблагоприятных условиях в случае взрыва топливной пары «АТИН + НДМГ», использующихся в составе РБ «Фрегат», в составе продуктов детонации могут находиться до 15% (по массе) окиси углерода, до 5% (по массе) сажи и до 5% (по массе) окислов азота, остальные продукты взрыва - молекулярный азот, углекислый газ и  вода.

В случае детонации топливной пары «жидкий кислород + керосин», использующейся в составе РН типа «Союз-У» при самых неблагоприятных условиях возможно образование до 25% (по массе) окиси углерода, до 10% (по массе) сажи, остальную часть продуктов взрыва составляют биологически нейтральные вещества: вода, углекислый газ, водород.

Наиболее опасной аварийной ситуацией, которая может произойти при функционировании РБ «Фрегат» является орбитальный взрыв, являющийся мощным источником частиц и фрагментов космического мусора. Особенностью орбитального взрыва является образование множества частиц и фрагментов космического мусора, которые первоначально концентрируются в эллипсоидальной области, движущейся по орбите взорвавшегося объекта. Затем происходит распределение объектов вдоль всей орбиты взорвавшегося РБ. Наконец, через 1-4 года облако взрывных фрагментов распределяется практически равномерно по географической долготе в диапазоне географических широт, которые по величине не превосходят наклонения плоскости орбиты взорвавшегося РБ к плоскости экватора Земли.

Исключение орбитальных взрывов за счет повышения надежности функционирования РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ»), и, тем более, полное исключение преднамеренных орбитальных взрывов, остается приоритетным направлением при ограничении механического засорения ОКП.

Проведенный анализ последствий рассмотренных аварийных ситуаций с РБ «Фрегат» (РБ «Фрегат-СБ») показал, что вероятность возникновения данных ситуации крайне мала, а уровень воздействия на окружающую среду характеризуется как локальный и незначительный.

 

7 Мероприятия по обеспечению безопасности при создании и эксплуатации комплекса разгонного блока «Фрегат» на космодроме «Байконур»

 

В общем случае безопасность при создании и эксплуатации КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» обеспечивается конструктивными, технологическими и техническими решениями, а также комплексом организационно-технических мероприятий.

К основным конструктивным и технологическим мероприятиям по обеспечению безопасности подготовки РБ «Фрегат» и РН типа «Союз-У» относятся:

-          использование минимального количества разъемных соединений и обеспечение их герметичности;

-          использование предохранительных мембран, фильтров и автоматически закрывающихся заглушек;

-          использование системы блокировок для исключения проливов КРТ при проведении операций заправки и отстыковки от заправочных горловин РН комплекта автоматических стыковочных устройств;

-          применение предохранительных клапанов, отключающих подачу газов и КРТ в неисправные магистрали.

К основным техническим мероприятиям по обеспечению безопасности при подготовке РБ «Фрегат» и РН «Союз-У» относятся:

-          оснащение помещений и сооружений объектов космодрома «Байконур», задействованных при подготовке РБ «Фрегат» и РН «Союз-2», приборами газового анализа воздушной среды;

-          использование приточно-вытяжной вентиляции.

К организационно-техническим мероприятиям по обеспечению защиты объектов наземной инфраструктуры космодрома «Байконур» от возможных аварийных ситуаций при подготовке РБ «Фрегат» и РН «Союз-У» относятся:

-          соблюдение правил техники безопасности, изложенных в инструкциях по технике безопасности, действующих на месте эксплуатации, и выполнение мероприятий по их предупреждению;

-          допуск к выполнению работ только лиц, изучивших устройство систем и правил их эксплуатации, сдавших зачеты и имеющих необходимую квалификацию;

-          выполнение всех видов работ, проводимых на технологических агрегатах, строго по командам руководителя работ;

-          контроль выполнения штатных работ эксплуатирующей организацией, представителями промышленности;

-          постоянный контроль  исправности технологического оборудования.

К основным организационно-техническим мероприятиям относится контроль состояния основных технологических агрегатов и систем. В соответствии с правилами Гостехнадзора осуществляется периодическое освидетельствование полуторакратным рабочим давлением всех элементов, работающих под избыточным давлением. Кроме того, во избежание серьезных аварийных ситуаций, емкости оборудованы дренажными и предохранительными клапанами. Все емкости системы также снабжены местными и дистанционными (вынесенными на пульт управления) манометрами давления и указателями уровня, а также дистанционными указателями срабатывания дренажных клапанов. Все элементы систем выполнены из коррозионно-стойких материалов.

Анализ мероприятий по обеспечению безопасности КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» показал достаточность и эффективность существующих и предлагаемых решений для предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, защиты окружающей природной среды, персонала и оборудования объектов наземной инфраструктуры комплекса.

 

8. Планируемые мероприятия по обеспечению экологической безопасности при реализации проекта создания и эксплуатации КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» после проведения ГЭЭ РФ

 

Мероприятия по обеспечению экологической безопасности после прохождения ГЭЭ РФ проектной документации по созданию и эксплуатации КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» определяются «Программой послепроектного анализа», которая разрабатывается Головным разработчиком комплекса, утверждается Генеральным Заказчиком и согласовывается с организациями, задействованными в проведении предусмотренных мероприятий. «Программа …» разрабатывается после получения положительного заключения ГЭЭ по проекту с учетом высказанных рекомендаций и замечаний.

К разработке «Программы…» привлекаются различные организации, в том числе регионального уровня. «Программа…» в ходе ее выполнения может уточняться, дополняться и конкретизироваться Головным разработчиком комплекса и Генеральным Заказчиком по согласованию с организациями, задействованными в реализации «Программы…».

В общем случае «Программа…» предназначена для определения целей и задач по обеспечению экологической безопасности при проведении летных испытаний и эксплуатации КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур».

Основными задачами по обеспечению экологической безопасности на этапе подготовки и проведения летных испытаний КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» являются:

-         разработка Программы по устранению замечаний и учету предложений экспертной комиссии государственной экологической экспертизы РФ;

-         разработка Программ и методик оценки воздействия на окружающую среду при летных испытаниях КРБ «Фрегат»;

-         определение реального уровня воздействия на окружающую среду при летных испытаниях КРБ «Фрегат»;

-         проведение оценки соответствия уровня экологического воздействия КРБ «Фрегат» на этапе летных испытаний уровню, заявленному в материалах ОВОС;

-         разработка перечня мероприятий по обеспечению экологической безопасности при штатной эксплуатации КРБ «Фрегат»; корректировка с учетом этого эксплуатационной документации;

-         разработка Программ и методик экологического мониторинга при эксплуатации КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур»;

-         представление результатов летных испытаний в части обеспечения экологической безопасности по комплексу в орган, осуществляющий ГЭЭ.

Основными задачами по обеспечению экологической безопасности на этапе эксплуатации КРБ «Фрегат» являются:

-         обеспечение экологической безопасности при эксплуатации КРБ «Фрегат» в соответствии с требованиями эксплуатационной документации;

-         проведение экологического мониторинга в районах эксплуатации КРБ «Фрегат» в соответствии с Программой экологического мониторинга;

-         ликвидация (снижение) последствий негативного воздействия КРБ «Фрегат» на окружающую среду при эксплуатации на космодроме «Байконур»;

-         выявление и ликвидация (снижение) экологических последствий аварийных и нештатных ситуаций, возникающих в ходе эксплуатации.

Выполнение данных работ на этапе летных испытаний и эксплуатации комплекса обеспечивают Генеральный заказчик комплекса (Федеральное космическое агентство) и Головной разработчик комплекса (НПО им. С.А. Лавочкина). 

Центральным моментом в обеспечении экологической безопасности при эксплуатации КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» являются мониторинговые исследования по экологическому воздействию эксплуатации комплекса. Такие исследования необходимо осуществлять в рамках Программы долгосрочного экологического мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения в районах эксплуатации КРБ «Фрегат» и на прилегающих территориях. Программа должна быть разработана по итогам проведения ГЭЭ, а также по результатам летных испытаний комплекса.

 

 

 

9. Предложения по организации и проведению работ по оценке воздействия на окружающую среду комплекса разгонного блока «Фрегат» на этапе летных испытаний и по организации экологического мониторинга

 

На этапе летных испытаний РБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» должны быть организованы работы по экспериментальному исследованию воздействия подготовки и полета КРБ на окружающую среду. Данные работы должны проводиться для подтверждения (корректировки) характеристик, заявленных в материалах ОВОС с целью последующего снижения негативного воздействия РБ «Фрегат» на окружающую среду в ходе эксплуатации.

По результатам проведения работ по оценке воздействия на окружающую среду на этапе летных испытаний с учетом рекомендаций ГЭЭ и результатов работы Госкомиссии необходима разработка Программы долгосрочного экологического мониторинга. Отработанные на этапе ЛИ мероприятия по оценке воздействия КРБ на ОС составят базис перечня мероприятий по экологическому мониторингу.

Применительно к КРБ «Фрегат» целью проведения экспериментальной оценки воздействия на окружающую среду является наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием подготовки и функционирования РБ, а также проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества ОС в районах эксплуатации комплекса.

В связи с этим задачами оценки воздействия на окружающую среду на этапе летных испытаний КРБ «Фрегат» являются:

1.     Оценка загрязнения окружающей среды в районе расположения объектов космодрома «Байконур» (ТК РБ, ТК КГЧ, ЗНС).

2.     Оценка уровня загрязнения воздуха рабочих помещений объектов космодрома «Байконур» (ТК РБ, ТК КГЧ, ЗНС).

3.     Оценка воздействия на окружающую среду при транспортировке заправленного РБ и КГЧ.

4.     Наблюдение за верхней атмосферой и ОКП.

Объектами исследования на этапе летных испытаний КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» являются почво-грунты, растительный покров, атмосферный воздух, воздух рабочей зоны, вода сточная, поверхностные воды, верхние слои атмосферы, околоземное космическое пространство (ОКП).

Перечень загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду позиционного района космодрома в процессе эксплуатации РБ и подлежащих контролю, должен включать в себя:

-                    токсичные вещества и соединения, попавшие в ОС при эксплуатации РБ (НДМГ, АТИН, гидразин);

-                    вещества и соединения, образовавшиеся в результате естественного разложения или взаимодействия токсичных веществ между собой (например, взаимодействия невыработанных остатков окислителя и горючего);

-                    вещества и соединения, образовавшиеся в качестве побочного продукта в процессе детоксикации мест проливов токсичных компонентов.

Для проведения оценки воздействия на ОС на этапе летных испытаний КРБ «Фрегат» должны использоваться следующие технические средства:

-                   средства отбора проб;

-                   средства транспортировки и хранения объектов окружающей среды;

-                   приборы и оборудование для подготовки образцов к химическому анализу;

-                   приборы проведения химико-аналитических анализов (испытаний) образцов объектов окружающей среды.

При этом рекомендуется использование портативных средств экспресс-оценки (прямого оценки) и стационарных средств проведения химико-аналитических исследований.

В качестве портативных средств могут использоваться приборы, жестко не связанные со спецификой контролируемого объекта или одного конкретного показателя. По возможности это должны быть универсальные приборы, предназначенные для реализации большого числа методик анализа, охватывающих разнотипные объекты и достаточно широкий спектр контролируемых параметров.

Методики проведения химико-аналитических исследований по определению компонентов ракетного топлива в объектах окружающей среды должны отвечать требованиям соответствующих государственных стандартов, общегосударственных и ведомственных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов. Исполнители данных работ, должны иметь соответствующее приборное, методическое оснащение; используемое для работ оборудование должно быть поверено, аттестовано и внесено в соответствующие Реестры Госстандарта.

 

Заключение

 

1. Комплекс разгонного блока «Фрегат» создается на космодроме «Байконур» в интересах обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, а также для решения научно-прикладных и народнохозяйственных задач.

Входящий в состав комплекса разгонный блок «Фрегат» разрабатывается как универсальная верхняя ступень для РН среднего класса, прежде всего, для модернизированной РН «Союз-У». Использование РБ «Фрегат» в составе ракет космического назначения позволит существенно повысить тактико-технические характеристики применяемых отечественных космических комплексов и повысить возможности использования ракетно-космической техники (в том числе сокращение количества пусков ракет). Создание комплекса разгонного блока «Фрегат» на космодроме «Байконур» обеспечивается максимально возможным использованием конструктивной и технологической базы, а также имеющихся на космодроме «Байконур» объектов наземной инфраструктуры.

2. Проведенная оценка воздействия КРБ «Фрегат» на окружающую среду при штатной эксплуатации показывает, что комплекс при создании и эксплуатации оказывает незначительное и локальное воздействие на ОС в районе космодрома «Байконур» и на околоземное космическое пространство (в том числе и ионосферу). Непосредственно создание и эксплуатация комплекса разгонного блока «Фрегат» на космодроме «Байконур» не приведет к ухудшению экологической ситуации в районах эксплуатации комплекса.

3. Предусмотренные решения и мероприятия по обеспечению безопасности на объектах КРБ «Фрегат» на космодроме «Байконур» достаточны и эффективны для предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, защиты персонала и оборудования объектов наземной инфраструктуры комплекса и снижения материального ущерба от чрезвычайных ситуаций.

4. В Материалах ОВОС КРБ «Фрегат» разработаны предложения по экспериментальной оценке воздействия комплекса на окружающую среду на этапе летных испытаний, а также предложения по организации и проведению в районах эксплуатации КРБ «Фрегат» экологического мониторинга.

 



Сайт управляется системой uCoz